Новости перспективных технологий
29 августа 2014
Новые Li-ion батареи позволят электронным устройствам заряжаться за считанные минуты
Изображения с сайта robotosha.ru
Исследователи из Университета Калифорнии разработали кремниевый анод, который позволил бы заряжать литий-ионные батареи до 16 раз быстрее, чем это возможно в настоящее время. Новая разработка базируется на трехмерном, конусообразном кластере углеродных нанотрубок, что, в свою очередь, может привести к созданию батарей, которые держат заряд на 60% дольше и весят на 40% меньше.
Так как Li-ion батареи получили широкое распространение в современных технологиях, многие исследования направлены на улучшение их работы, в частности, на поиск «совершенных» электродных материалов. Так, в аккумуляторных батареях большинства электронных устройств анод изготовлен из графитового углерода, имеющего удельную емкость около 370 мА·ч/г (миллиампер часов на грамм).
Аноды, изготовленные из углеродных нанотрубок, могут улучшить свою производительность почти в три раза, достигая емкости до 1000 мА·ч/г. Однако исследователи полагают, что переход от углерода к кремнию имеет большие перспективы.
Снимки конусообразных углеродных кластеров нанотрубок с различной степенью увеличения.
Кремний может быть идеальным материалом для анода в литий-ионных батареях, поскольку он имеет удельную емкость 4200 мА·чг, что в 10 раз больше, чем графитовый углерод. Замена анода в стандартном Li-ion аккумуляторе на кремниевый приведет к ячейке с более высокой емкостью на 63% и на 40% с меньшим весом. Тем не менее, не так просто заставить кремниевый анод работать внутри литий-ионной аккумуляторной батареи. По мере того, как кремний взаимодействует с литием внутри ячейки, она неоднократно расширяется до 400%, а затем сжимается до первоначального размера. Это приводит к образованию трещин, а в конечном итоге, к катастрофическому сбою работы батареи.
В настоящее время, исследователи из Университета Калифорнии разработали новую архитектуру для кремниевого анода, которая решает проблему крекинга (трещинообразования). Это приведет к созданию не только более мощных и легких аккумуляторных батарей, но и заряжающихся, по мнению исследователей, в 16 раз быстрее.
Для того, чтобы создать анод, ученые впервые взяли графеновую фольгу (которая обычно служит в качестве токоприемника для анода в аккумуляторной батарее) и вырастили наноструктуры столбовидных углеродных нанотрубок на ее вершине. Затем они применили мягкую, индуктивно-связанную плазму, которая превратила нанотрубки в конусообразные кластеры. И это привело к отложению аморфного кремния.
Трехступенчатый процесс создания конусообразных углеродных кластеров нанотрубок.
Исследователи считают, что тесная связь между графеновым покрытием медной фольги и углеродными нанотрубками значительно улучшает контакт между активным материалом и токоприемником, что позволяет передавать тепло и заряд гораздо быстрее, чем обычно. Конусообразные наностолбы также обеспечивают электролиту более быстрый доступ к электроду, что, в свою очередь, повышает производительность.
Литий-ионные аккумуляторные батареи, созданные с использованием нового анода, показали большую стабильность в работе даже при очень высоких скоростях зарядки и разрядки. Аноды добились впечатляющей емкости 1954 мА·ч/г (в пять раз больше обычных анодов) и сохранили емкость 1200 мА·ч/г после 230 циклов зарядки и разрядки.
Если наладить массовое производство подобных батарей, это позволит нам заряжать смартфоны и электрические автомобили в считанные минуты, а не часы.
Информация с сайта robotosha.ru со ссылкой на University of California.
Автор оригинального текста: Андрей Антонов.
|