Новости российского рынка
25 мая 2010
Hughes готов стать отечественным
Американский производитель спутниковых и VSAT-систем Hughes Network Systems (HNS, бренд HughesNet) рассматривает возможность открытия производства в России. Одно из условий возможного открытия предприятия в РФ – гарантированные объемы сбыта продукции на местном рынке. В ближайшее время такую гарантию может дать только проект по созданию национальной спутниковой сети высокоскоростного доступа.
Вице-президент и генеральный менеджер HNS в России и СНГ Арунас Слекис о планах создания с России собственного производства заявил на ежегодном семинаре компании в Москве в середине мая: «Мы готовы организовать производство оборудования спутниковой связи в России, но для этого должны быть подтвержденные объемы сбыта продукции на местном рынке».
В России HNS открыл представительство, которое не ведет коммерческой деятельности, в 1994 г. HNS работает через сеть партнеров – спутниковых операторов («Сетьтелеком», «Айпинэт», «Глобал Телепорт», КБ «Искра», «Ростелеком», «Уралсвязьинформ» и др.). Всего у американской компании в России, Азербайджане и на Украине около 20 партнеров.
Глава представительства и региональный директор HNS в России Константин Ланин не скрывает, что гарантированный объем продаж, необходимый для запуска производства в России, может дать проект по созданию национальной спутниковой сети высокоскоростного доступа. Правительство РФ в апреле 2010 г. назначило ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) ответственным за создание такой сети. Из федерального бюджета на 2010 г. под эти цели выделено 500 млн руб. (см. новость ComNews от 7 апреля 2010 г.). Участвовать в этом проекте хотят и зарубежные поставщики оборудования. По данным J'son & Partners Consulting, из зарубежных вендоров больше всего в России продают оборудование Viasat (24% рынка продаж оборудования), Gilat (22%) и HNS (21%). Среди россиян активно работают на местном рынке «ВисатТел», «Вигстар», «МедиаСпутник», «Истар». Правда, по оценке J'son & Partners Consulting, доля российских производителей на рынке VSAT пока мала - 3%. В 2009 г. общий объем российского VSAT-рынка составил примерно 4,3 млрд руб., что на 15% ниже данных 2008 г.
«Проект спутникового ШПД для массового рынка будет строиться преимущественно на российских технологиях», – напоминает генеральный директор российского разработчика и производителя оборудования для VSAT-сетей «Истар» (Eastar) Олег Тимошенко. Гендиректор «Сетьтелекома» (оказывает услуги спутниковой связи под брендом AltegroSky, компания эксплуатирует 5 хабов HNS) Сергей Пехтерев добавляет, что производство оборудования требует больших начальных инвестиций, при этом расходы на персонал относительно невелики. Поэтому, например, HNS VSAT-оборудование (сборку и тестирование приемопередатчиков и модемов из комплектующих, купленных в Юго-Восточной Азии) делает на одном единственном заводе в США. Также поступают Gilat и Viasat. «Поэтому экономических причин для производства оборудования в России у HNS нет. Но если речь пойдет об участии в госпрограмме с полным привлечением в проект - то есть от дизайна ИСЗ, до поставки оборудования наземных Центров управления сетью, о больших объемах поставки терминалов, сравнимых с производством в США (т.е. не менее 100 тыс. и более терминалов в год), то построить сборочный цех по их производству в России будет целесообразно», – полагает глава «Сетьтелекома».
Генеральный директор еще одного спутникового оператора – «РуСат» – Сергей Алымов уверен, что риски по объему сбыта продукции лежат на плечах самого производителя. «К тому же производство - это только первый шаг для подобного рода экспансии. Необходима также организация ряда региональных сервисных центров для ремонта терминалов», – рассуждает о планах HNS Сергей Алымов.
По мнению Олега Тимошенко, зарубежным производителям, чтобы поучаствовать в проекте ГПКС, ничего не остается как открывать производство в России и пытаться представить свою продукцию как «отечественную». «Если такое локальное производство будет подкреплено передачей в это российское предприятие соответствующей интеллектуальной собственности на это оборудование и ПО с возможностью использования этих технологий в других проектах во благо РФ, в том числе и там, где требуется раскрытие программного кода, тогда такая инициатива зарубежных производителей будет только приветствоваться», – говорит глава «Истара».
Досье ComNews
Hughes Network Systems (бренд HughesNet) – мировой поставщик технологических решений в области широкополосных спутниковых систем для крупных корпораций, государственных учреждений, малых предприятий и индивидуальных пользователей. Суммарный объем выполненных заказов на комплексные системы Hughes превышает 2,2 млн периферийных терминалов. За 2009 г. компания поставила 320 тыс. единиц VSAT. Согласно отчету COMSYS VSAT 2009, доля мирового VSAT-рынка Hughes превышает 50%. Системы Hughes поставляются более чем в 100 стран мира. Штаб-квартира компании расположена в г. Джермантаун, шт. Мэриленд, США (в окрестностях столичного округа Колумбия). Собственником HNS является компания Hughes Communications, Inc.
Информация с сайта www.comnews.ru.
Автор оригинального текста: Татьяна Золотова.
|