Новости российского рынка
25 марта 2011
Объем экспорта программного обеспечения из России вырос на 13%
Объем экспорта программного обеспечения из России по итогам 2010 г. достиг $3,1 млрд. Это на 13% больше, чем годом ранее. Такие данные представила ассоциация «Руссофт» на основе анкетирования 158 компаний – разработчиков софта. 16% респондентов отметили, что намерены привлечь внешние инвестиции в этом году, причем половина из них собирается сделать это впервые.
Президент «Руссофта» Валентин Макаров вчера поделился с журналистами результатами анкетирования, проведенного по базе из 1500 российских производителей программного обеспечения и услуг по его разработке. В ходе исследования было собрано около 160 анкет, данные носят предварительный характер.
«Руссофт» – некоммерческое партнерство, образованное в мае 2004 г. и объединяющее более 60 российских компаний – разработчиков софта. Результаты опроса отражают мнение разработчиков ПО об основных тенденциях этого рынка. В частности, руководители крупнейших игроков этого сектора констатируют, что в последнее время в стране ухудшились условия ведения их бизнеса. Они указывают на проблемы с защитой прав интеллектуальной собственности: с точки зрения 82% опрошенных, плачевная ситуация в этом отношении не изменилась. Софтверные компании страдают от бюрократических и административных барьеров: 70% оценили их устранение «плохо» (в 2010 г. так ответили 65%), 29% – «удовлетворительно» (было 22%), 5% – «хорошо» (год назад – 6%). Наконец, успешному бизнесу препятствует жесткая налоговая политика властей, полагают разработчики софта: 66% оценили ее как плохую (год назад так ответили 50% опрошенных) и только 4% – «хорошо» (год назад было 8%).
Между тем, в октябре 2010 г. президент России Дмитрий Медведев подписал закон, предусматривающий предоставление налоговых льгот ИТ-компаниям. Если ставка страховых взносов по России в 2011 г. выросла до 34%, то для разработчиков ПО ее понизили с 26% до 14%.
«Опрос «Руссофта» показывает резкое недовольство компаний налоговой политикой, однако здесь наблюдается противоречие, – указывает PR-менеджер ИТ-компании «Рексофт» Галия Сайфутдинова. – В опросе участвовали как большие, так и малые компании, и последние как раз не получили те льготы, на которые они надеялись». Как ранее сообщалось, льготная ставка по страховым взносам (14%) распространяется на компании, у которых 90% бизнеса занимает разработка софта, а численность персонала составляет более 50 человек. «Маленькие игроки, например компании, занимающиеся мобильными разработками, с численностью персонала 5-10 человек, не получили льготы, однако они могут рассчитывать на упрощенное налогообложение. Мы рады, что такой шаг для ИТ-рынка вообще был сделан: для нашей компании эта льгота сэкономила более 2 млн. руб., – поделилась с ComNews Галия Сайфутдинова. – Благодаря льготе крупные разработчики смогут и дальше развивать свои центры в России, тогда как в случае ее отсутствия такие компании были бы вынуждены перенести центры за рубеж, например, на Украину и в Белоруссию».
Рост продаж на внутреннем рынке – главный приоритет в этом году для 83% респондентов. Примерно половина опрошенных (47%) в числе главных задач, которые компания ставит перед собой на этот год, назвали рост на внешнем рынке. Рост продаж в Интернете в числе основных задач отметили 30% опрошенных. С точки зрения аналитика ИК «Финам» Татьяны Земцовой, акцент на наращивание дистанционных продаж вполне логичен. «Данный канал дистрибуции по мере динамичного развития сети и увеличения информатизации в целом становится все более значимым. Нельзя исключать, что уже в среднесрочной перспективе дистанционные продажи будут играть определяющую роль», – полагает она. По мнению эксперта, игроки будут стараться усиливать позиции в традиционных сегментах и на домашних рынках, а также осваивать новые направления.
Для дальнейшего развития 16% респондентов планируют привлекать в этом году инвестиции, половина из них собирается сделать это впервые. «Возможное увеличение капзатрат (в том числе за счет привлечения заемных средств или средств стратегических инвесторов) – вполне вероятный сценарий среднесрочного развития индустрии, – рассуждает Татьяна Земцова. – Такие планы могут объясняться восстановлением отрасли в условиях улучшающейся макроэкономической конъюнктуры, возвращением спроса и постепенным выходом на докризисные темпы роста».
Данные опроса подтверждают, что рост экспорта постепенно возвращается к докризисным показателям. Так, в 2010 г. объем экспорта софта составил $3,1 млрд. (рост 13%). В 2009 г. он составлял $2,75 млрд. (рост 5%), в 2008 г. – $2,6 млрд. (на 21% больше, чем в 2007 г.). «Рынок вырос несколько меньше, чем отдельные, представленные в «Руссофте» компании, – полагает Галия Сайфутдинова. – Сейчас происходит консолидация рынка, и крупные игроки продолжают укрупняться, а маленькие игроки поглощаются, поэтому получились такие неоднородные результаты».
Действительно, среди основных тенденций рынка респонденты выделили его консолидацию. По их мнению, это главный тренд, его отметили 54% опрошенных (год назад было 35%). В прошлом году главной тенденцией был назван рост внутреннего рынка, его отметили 49% респондентов. Сейчас рост рынка внутри страны в качестве тенденции отметили только 34% опрошенных производителей софта. По словам Валентина Макарова, заметна тенденция перехода от аутсорсинга разработки ПО к поставке решений и их интеграции.
Информация с сайта www.comnews.ru.
Автор оригинального текста: Анна Афанасьева.
|