Новости проектов отрасли
06 июля 2011
Аналитики: «Серые» схемы бизнеса тормозят внедрение ГЛОНАСС/GPS
Диаграмма с сайта www.cnews.ru
Ассоциация ГЛОНАСС/ГНСС – Форум опубликовала исследование о состоянии российского рынка спутниковой навигации за 2010 г. и его перспективах. Документ затрагивает как сегмент персональных навигационных устройств, так и систем мониторинга транспорта, а в его составлении помимо ассоциации принимали участие эксперты отрасли и общество «GPS Клуб».
О выводах относительно первого сегмента CNews писал накануне. Аналитики поставили под сомнение качество продаваемых в России персональных навигационных устройств, чем вызвали негодование производителей.
По поводу рынка систем мониторинга транспорта аналитики отмечают, что в целом информированность общества об этих технологиях растет, равно как и спрос на оборудование, однако существует ряд факторов, сдерживающих его более активное распространение.
Одним из них ассоциация называет консервативные взгляды руководства предприятий, власти и граждан: потребители не ощущают потребности в системах с функцией навигации. В качестве другой причины в отчете указываются «серые» схемы работы бизнеса: некоторые представители бизнеса не хотят, чтобы передвижение сотрудников/транспорта компании кем-то отслеживалось и где-то фиксировалось.
Всего в 2010 г. в России было поставлено порядка 360 тыс. комплектов бортового оборудования с функцией навигации, говорится в отчете. Из них оборудования с ГЛОНАСС – порядка 100 тыс. комплектов. Основными поставщиками бортового оборудования на базе ГЛОНАСС/GPS в 2010 г. в документе указываются «М2М Телематика» и РНТ с долями 41% и 17,5% соответственно. 30,1% в этом сегмента аналитики отводят «другим» производителям.
Из отчета: доли компаний по поставкам бортового оборудования на основе ГЛОНАСС/GPS в 2010 г.
Заместитель исполнительного директора РНТ Олег Краус отмечает, что его компанию радуют попытки исследовать рынок транспортных навигационных систем, поскольку аналитики в этой области выходит мало. Однако выводы отчета по долям рынка вызывают недоумение у РНТ.
«В 2010 г. мы поставили порядка 40 тыс. комплектов бортового навигационного оборудования, из которых примерно половина поддерживает ГЛОНАСС, а «М2М Телематика» – в общей сложности 20 тыс., – поясняет Краус. – При этом нам отводится доля в 17,5%, а конкурентам более 40%. Как аналитики пришли к такому заключению, сказать сложно». В «М2М Телематике» не прокомментировали ситуацию с долями игроков рынка.
Начальник отдела внедрения навигационных технологий Ассоциации ГЛОНАСС/ГНСС-Форум Юрий Бутич сообщил CNews, что все цифры отчета основываются на данных, которые присылают сами компании, и достоверность их не проверяется. «Этот обзор носит сугубо экспертный оценочный характер», – подчеркивает он.
Доли поставщиков оборудования на основе только GPS авторы отчета распределили несколько иным образом: РНТ отводится 50,4%, «М2М Телематике» – всего 6%, ГК «Навигатор» – 15,7%, ГК «Скаут» – 9,1%. Доли поставщиков оборудования на основе ГЛОНАСС/GPS и GPS также выглядят иначе: 44,2% приходится на долю «других» поставщиков, 16,7% – на долю «М2М Телематики» и 11,5% – на долю РНТ.
По мнению Олега Краус из РНТ, результаты исследования вряд ли отражают объективную ситуацию на рынке. «Для отчета аналитики ассоциации запрашивают данные у членов этой структуры, в то время как не все из них предоставляют необходимую информацию. Кроме того, у ассоциации нет механизма проверки полученных от компаний данных, – говорит Краус. – И, наконец, значительная часть рынка – 10–30% – вообще не связана с ассоциацией, не предоставляет данные для исследования и являет собой «темное пятно» в отчете».
Краус также напомнил, что в начале года был основан клуб разработчиков, интеграторов и пользователей навигационных систем «Навиторинг». Его появление представитель РНТ связывает с тем, что «ассоциация не до конца удовлетворяет потребности игроков рынка». Учредителями клуба являются компании Форт-Телеком (Пермь), ТС Сенсор (Москва), Технотон (Минск), Техноком (Челябинск), Группа компаний «СКАУТ» (Санкт-Петербург), Омникомм (Москва), Гуртам (Минск) и Антор бизнес решения (Москва).
Говоря о ситуации на рынке систем мониторинга транспорта в целом, Краус отметил, что этот рынок в России быстро развивается, существует спрос на такие системы как в государственном, так и в корпоративном секторе, а для поставщиков оборудования привлекательными являются и рынки близлежащих стран. «Мы видим, что некоторые окружающие Россию страны в отношении навигационного оборудования для транспорта идут с отставанием в несколько лет, и работа на них является очень перспективной», – заключил он.
Информация с сайта www.cnews.ru.
Автор оригинального текста: Наталья Лаврентьева.
|