Новости российского рынка
23 ноября 2012
Российские сборщики ПК вымирают медленнее, чем европейские
Изображения с сайта www.cnews.ru
В России, в отличие от стран Западной Европы, у AMD сохраняется достаточно высокая доля бизнеса настольных ПК с локальными сборщиками, рассказал CNews вице-президент компании по продажам в регионе EMEA Александр Беленький. В Западной Европе, говорит он, абсолютное большинство бизнеса и в настольном, и в мобильном сегменте составляют международные производители.
Живее всех живых
Основу российского рынка десктопов продолжают составлять локальные производители, причем не только крупные, но и очень внушительное количество небольших компаний в регионах, осуществляющих, главным образом, поставки своей продукции в сегмент малого и среднего бизнеса, говорит Александр Беленький.
По данным IDC, в 3 квартале 2012 г. в первой десятке поставщиков десктопов в России доля отечественных компаний составляла 23,1%, при этом доли большинства из них год к году существенно сократились — такая тенденция наблюдается уже не первый год. На пункт «Другие» за 3 квартал 2012 г. пришлось 51,3% поставок, правда, доля входящих в него производителей также сократилась — на 28,3% по отношению к 3 кварталу 2011 г.
«В строчку «Другие» входит множество локальных российских сборщиков в регионах, причем многие из них являются достаточно крупными», — говорит Беленький. В пример таких компаний топ-менеджер AMD приводит базирующуюся в Башкортостане компанию «КламаС» и «Компьютерный мир» в Санкт-Петербурге. В Западной Европе крупных местных сборщиков уже почти не осталось, добавляет он.
Для сравнения — в Германии из первой десятки поставщиков десктопов, согласно отчету IDC, за тот же период на локальных сборщиков пришлось 7,5% компьютеров, в Норвегии — порядка 9%, в Великобритании — 6,4%, в Бельгии — 7,3%, в Нидерландах — 6,5%. Доля «Других» поставщиков там тоже значительно ниже, чем в России.
Своя рубашка ближе к телу
В России есть ряд категорий заказчиков, которые исторически предпочитают работать с локальными решениями, отмечает Беленький, рассуждая о причинах повышенной «живучести» отечественных сборщиков ПК. Еще одним преимуществом местных сборщиков он называет возможность быстрее производить решения, которые соответствуют текущим потребностям местным клиентов. А в Европе, где логистика осуществляется «быстро и фактически без задержек», у локальных сборщиков нет такого преимущества, считает он.
Помимо этого, большая географическая протяженность России дает возможность небольшим локальным производителям быстрее отвечать нуждам окружающих их клиентов.
Завод Kraftway по производству ПК в Обнинске.
Вице-президент Kraftway Ренат Юсупов в целом согласен с ситуацией, описанной Беленьким. Он отмечает, что принятый в этом году 223 ФЗ, обязывающий госструктуры закупать вычислительную технику в форме открытого аукциона, также служит своеобразной поддержкой российским поставщикам: «В аукционах обычно фигурируют достаточно жесткие условия и по конфигурации техники, и по срокам поставок, и у российских производителей больше возможностей быть более гибкими в этом отношении».
Еще одним преимуществом крупных российских производителей ПК является техподдержка — число сервисных центров по России у них в целом больше, чем у зарубежных поставщиков, говорит Юсупов: «Время, когда технику выбирали только по техническим характеристикам, прошло. Важным фактором для клиента сейчас является доступность сервисного обслуживания».
Кто действительно вымирает — так это небольшие региональные сборщики ПК, добавляет вице-президент Kraftway. Чтобы выжить, такие компании чаще всего переключаются на системную работу с более крупными производителями — становятся дистрибуторами их компьютеров или сервисными центрами.
В условиях сокращения рынка десктопов и теряемой доли, и крупные российские сборщики меняют свой бизнес: так, например, Depo Computers пошел по пути превращения в «инжиниринговую компанию», «К-Системс Ирбис» вышла на рынок телевизоров, а теперь планирует продавать и планшеты. Kraftway, в свою очередь, сфокусировался на поставках техники в госсектор.
В Турции и Греции — почти как в России
Еще одной страной во всем регионе EMEA, которую можно особо выделить по устойчивости локальных производителей ПК, Александр Беленький из AMD называет Турцию. «Там местные сборщики продолжают оказывать существенное влияние на рынок как в корпоративном и тендерном сегментах рынка, так и в потребительском», — говорит он.
По данным IDC, крупнейшим игроком в этой стране является компания Casper. Она продолжает занимать значительную долю рынка не только в сегменте десктопов, но и ноутбуков (российские сборщики в этом сегменте в первой десятке не фигурируют). Согласно отчету IDC за 3 квартал 2012 г., доли Casper в обоих сегментах превышали 12%. Компания занимает второе место после HP.
Турецкая Casper выпускает не только десктопы, но и ноутбуки с ультрабуками.
В общей сложности на местных сборщиков в первой десятке поставщиков десктопов в Турции приходится более 25%, на пункт «Другие производители» — 44,2%. При этом локальные сборщики десктопов год к коду несколько нарастили свою долю.
Сильны позиции локальных компаний и в Греции. Так, по итогам 3 квартала 2012 г. первое место по отгрузкам декстопов там занял местный поставщик Turbo-X с долей более 20%. По поставкам ноутбуков она находится на третьем месте в стране. Общая же доля локальных поставщиков десктопов в этой стране составляет около 35%.
Что же касается Западной Европы, с которой сравнивает ситуацию топ-менеджер AMD, то на рынке десктопов там можно выделить немецкие компании Wortmann (самый крупный игрок по декстопам в Германии) и Bluechip Computer, а также британскую Vieglen, которые вошли в десятку крупнейших игроков в этом сегменте по всему региону, правда, с совсем небольшими долями. Ранее в регионе в качестве одного из крупнейших игроков также фигурировала Medion, однако в 2011 г. ее приобрела Lenovo, и теперь аналитики указывают консолидированные поставки этих двух компаний.
По мнению старшего аналитика Gartner Аннет Джамп локальные сборщики глобально продолжают проигрывать позиции мировым вендорам, в основном, за счет роста продаж мобильных компьютеров, которые выпускают в основном именно крупные производители. В Gartner ожидают сохранение этой тенденции в ближайшие несколько лет и консолидацию рынка между крупными игроками.
Напомним также, что российский рынок десктопов, на протяжении 2010 — 2011 гг. демонстрировавший рост, во 2 и 3 кварталах 2012 г. «просел» на 13,2% год к году, а в 3 квартале — на 14,8% соответственно.
Информация с сайта www.cnews.ru.
Автор оригинального текста: Наталья Лаврентьева.
|